Теория экономического развития-стр.77

Понятие покупательной способности имеет для нас вполне определенное значение, и по этой причине нам следует его уточнить. Когда говорят о покупательной способности денег, подразумевают то, что мы называем ценой денег. Если, например, утверждают, что покупательная способность денег понизилась, то имеют в виду, что теперь за одну денежную единицу получат меньшее количество определенных благ, чем прежде, иными словами, что меновое отношение между данными благами и деньгами изме нилось в пользу благ. Мы под покупательной способностью понимаем отнюдь не это. Кроме того, говорят также о покупательной способности отдельных лиц или категорий покупателей. С помощью этих и подобных им выражений отражают тот факт, что величина индивидуальной меновой стоимости денег неодинакова у различных хозяйственных субъектов, что одни и те же платежи требуют неодинаковых жертв от различных хозяйственных субъектов и что, наконец, в любом народном хозяйстве имеются заметно отличающиеся друг от друга группы хозяйственных субъектов, внутри которых стоимость денег удивительно единообразна. Но и этот, в ином случае весьма важный факт нас также не интересует. Мы понимаем под покупательной способностью не способность покупать, а конкретнее то, посредством чего можно купить и посредством чего можно сделать только это, и ничего другого. Стремясь получить деньги, хозяйственные субъекты домогаются покупательной способности, они желают иметь деньги лишь постольку, поскольку последние олицетворяют собой покупательную способность. В народном хозяйстве, в котором хозяйственный оборот свершается описанным нами образом, покупательная способность представлена только «деньгами» в установленном нами смысле. Несмотря на это, и там понятие покупательной способности по своему содержанию не совпадает с понятием денег или средства платежа. Когда, например, в результате открытия месторождений золота количество денег возрастает, покупательная способность тем не менее останется постоянной, если никто не сможет покупать больше, чем прежде. Правда, в каждый момент времени покупательная способность измеряется наличными средствами платежа, но ее суть не сводится просто к средству платежа. Скорее, можно было бы приравнять ее либо к продукту, состоящему из наличных средств платежа, либо к цене, или «объективной меновой стоимости», денег. Я прибегаю к использованию данного термина, чтобы понять значение суммы средств платежа— или, лучше сказать, значение этой суммы с учетом ее роли в конкретных условиях. Сама по себе абсолютная величина определенной суммы еще ничего не говорит об этом, однако в данное выражение продукта входят также соответствующие условия. В этом смысле мы можем определить покупательную способность как абстрактную, т. е. не зафиксированную в конкретных благах, власть над блага-