Теория экономического развития-стр.307

В-третьих, планомерно достигаемый успех новых предприятий порождает кредитную инфляцию, так как теперь предприниматели имеют возможность — и поводы — погашать свои долги, ну а поскольку нет других кредитополучателей, это ведет к исчезновению вновь созданной покупательной силы как раз в то время, когда' дополнительные блага, рассчитанные на нее, уже существуют и могут вновь и вновь производиться в рамках кругооборота. Это положение требует тщательного обоснования. Прежде всего, данный вид дефляции следует отличать от двух других. К дефляции не только по отношению к уровню цен периода подъема, но в принципе также и по отношению к уровню цен предшествовавшего периода депрессии планомерное появление новых товаров должно было бы привести даже в том случае, если бы платежные средства не исчезли в результате погашения долгов предпринимателями, так как сумма цен на новые товары, очевидно, обычно должна превышать сумму этих долгов. Одно это повлекло за собой такое последствие, которое в еще большей мере свойственно погашению долгов. Тем не менее мы сейчас имем в виду последнее (погашение долгов), а не первое явление. В условиях уже начавшегося или ожидаемого банками спада дефляция наступает просто в результате того, что банки сами стремятся ограничить предоставление кредитов. Это в практическом отношении очень важный момент, под воздействием которого и начинается сам «кризис», но одновременно это и иной, побочный и не относящийся к сути проблемы момент. И не это последнее мы имеем в виду, хотя и не отрицаем его существования и значения, а только его первичную причинную роль20. Таким образом, наша формулировка содержит две абстракции, которые призваны более четко выделить существенное, но они исключают очень важные обстоятельства, на практике смягчающие процесс: во-первых, мы абстрагируемся от того, что на новые продукты, как правило, приходится невысокая норма амортизации основных средств, созданных для их производства, т. е. только часть, обычно очень небольшая, всех затрат периода подъема поступает на рынок в виде пригодной дня сбыта продукции при условии, что новые предприятия уже готовы к выпуску ее. По этой причине вновь созданная покупательная сила только постепенно выходит из обращения, причем какая-то часть ее покидает обращение только тогда, когда в периоды следующих подъемов на денежном рынке выступают другие заемщики. Правда, поглощение новой покупательной силы путем использования сбережений ничего не меняет в этом дефляционном процессе, исключая разве то обстоятельство, что отсутствующий спрос на кредит со стороны предпринимателей на денежном рынке покрывается спросом со стороны государства, общин, ипотечных банков. Наряду с этим постепенным исчезновением задолженности предпринимателей необходимо также учитывать то, что в современном народном хозяйстве, в котором процент оказался также вовлеченным в кругооборот, кредитные платежные средства в силу того, что им отныне противостоит соответствующая масса ежегодно производимых товаров, могут длительное время находиться в обращении, смягчая тем самым процесс дефляции. Тем не менее этот процесс продолжает эффективно идти, и погашение долгов преуспевающими предпринимателями действительно имеет место — и как следствие эта дефляция, хотя бы и в такой мягкой форме, должна начинаться в соответствии с логикой объективной ситуации и к тому же автоматически постоянно тогда, когда подъем получил достаточное развитие. История развития цен XIX в. все же дает действительно солидную верификацию этой теории, которая позволяет сделать вывод о том, что в процессе развития уровень цен должен был бы в течение длительного времени прогрессивно понижаться. Речь идет о двух периодах, в течение которых развитие не нарушалось денежными переворотами: один — от наполеоновских войн до открытия золота в Калифорнии, другой — с 1873 по 1895 г. Действительно, в эти периоды имело место явление, которого мы должны были бы ожидать, согласно нашей теории. Суть его сводится к тому, что каждая последующая низшая точка волнообразного движения цен лежит ниже предшествующей и что кривая цен, в которой устрапецы конъюнктурные колебания, перемещается вниз.