Теория экономического развития-стр.306

Во-вторых, через несколько лет на рынке появляются новые товары и в результате конкуренции вытесняют старые; в кругооборот народного хозяйства блага поступают как дополнение (Giiterkomplement) ранее созданной покупательной силы. Стоимость всех этих благ в принципе превышает покупательную силу. Последствия этого процесса вновь смягчаются действием факторов, о которых речь шла в предыдущем пункте, а также тем, что при сколько-нибудь значительных инвестициях эти дополнительные блага (например, продукция новой электростанции) появляются лишь постепенно. Однако это не затрагивает природы процесса: если уже в начале подъема повысились издержки старых предприятий, то их доход сокращается, вначале он сокращается у тех предприятий, с которыми конкурирует новое, а затем в принципе у всех предприятий, поскольку спрос потребителей меняется в пользу нового. Помимо возможности воспользоваться — вторично — новым, только вероятный, обычно лишь временно действующий амортизатор в форме квазиренты препятствует возникновению пассивных балансов у старых предприятий. И лишь потому, что старые предприятия обычно располагают достаточными средствами и пользуются доверием кредиторов, пассивность балансов не сразу ведет их к гибели. На успех новых предприятий влияет по крайней мере частичное ухудшение положения старых предприятий, смягчаемое тем хорошо вписывающимся в нашу концепцию обстоятельством, что подъем на первых порах не. является всеобщим, а возникает в одной или нескольких отраслях и сразу не затрагивает другие отрасли народного хозяйства, а лишь потом оказывает на них иное, вторичное влияние. Подобно тому как по упоминавшейся причине появляется множество предпринимателей, так позднее на рынок в массовых количествах поступают их изделия, поскольку новые предприниматели — совсем в духе нашей теории — занимаются не чем-то совершенно разным, а в значительной мере аналогичной деятельностью, и поэтому примерно через одно и то же время на рынке могут появляться их продукты. Среднее время18, которое должно пройти до этого момента, в принципе объйСйяет продолжительность периода Подъема, которая й действительности, разумеется, зависит и от других факторов. Это появление на рынке новых товаров вызывает падение цен 19, которое в свою очередь кладет конец подъему, может привести к кризису, должно неизбежно привести к спаду сил и вызывает другие последствия.