Теория экономического развития-стр.303

В-третьих, это объясняет массовое появление предпринимателей, а именпо до того, как в результате падения предпринимательской прибыли окажутся исчерпанным^

частнохозяйственные возможности новых предприятий первоначально в отрасли, в которой появились первые предприниматели. В действительности, как показывает практика, обычно повышение конъюнктуры начинается в одной или нескольких отраслях (в строительстве железных дорог, в электротехнической и химической отраслях промышленности и т. д.) и характеризуется применением новшеств прежде всего в данной или данных отраслях. Однако «первые» предприниматели устраняют препятствия для «других» не только в той отрасли производства, в которой они появляются, но в соответствии с природой этих препятствий ipso facto (по этой причине) и в других отраслях: предприятия этих отраслей могут скопировать многие новшества; пример как таковой влияет и па них, и некоторые изобретения, если не брать во внимание других, менее важных, вторичных последствий — повышения цен и т. д., — приносят непосредственную пользу и прочим отраслям, например точно так же, как освоение нового рынка. Итак, деятельность первых предпринимателей выходит за рамки их собственной отрасли, а масса предпринимателей в целом увеличивается в большей степени, чем это было бы в иных условиях, народное хозяйство быстрее и полнее втягивается в процесс реорганизации, составляющий существо периода подъема.

В-четвертых, по мере того как участвующие в процессе развития адаптируются к новым условиям и он становится делом бухгалтерии, по мере того как уменьшаются трудности, потребности в руководстве при создании нового становятся все меньше. Поэтому массовое появление предпринимателей становится все менее ярко выраженным, колебания конъюнктуры — менее резкими. Очевидно, и этот вывод нашей теории полностью подтверждается действительностью. В том же направлении действует создание все большего числа трестов, хотя и сегодня сбыт и финансовые потребности крупного концерна так сильно зависят от состояния рынка, все еще в очень значительной степени определяемого конкуренцией, что перенос реализации его новшеств и особенно осуществления строительства на период депрессии, сам по себе выгодный во всех отношениях — как это хорошо видно на примере политики американских железных дорог, — возможен лишь от случая к случаю; но поскольку он эффективен, то и данное обстоятельство подтверждает нашу точку зрения.