Теория экономического развития-стр.278

Подобным же образом дело обстоит и тогда, когда налицо вполне реальные, но непостоянные чистые доходы, например в том случае, если владелец предприятия имеет возможность некоторое время пользоваться какой-то частью все еще «непогашенной» предпринимательской прибыли, монопольной прибыли или квазиренты, непосредственно связанных с данным предприятием. Во всех этих случаях он может без всяких нежелательных последствий считать, что получает процент. Но при этом необходимо постоянно помнить о временном характере этого дохода. Однако как только владелец предприятия назовет свой доход «процентом», у него незамедлительно появится искушение считать его постоянным. В самом этом понятии видится симптом рассматриваемой ошибки. Вот здесь только и жди неприятных сюрпризов. Этот процент неожиданно начинает уменьшаться и часто полностью исчезает. Деловые люди начинают проклинать тяжелые времена и требовать от государства финансовой поддержки, установления протекционистских пошлин и т. п. либо считать себя жертвой несчастного случая, а может быть, даже жертвой конкуренции. Подобное происходит довольно часто, что подтверждает истинность нашей теории. Причиной их появления является все та же фундаментальная ошибка, ведущая к практическим просчетам и созданию неверных, оторванных от жизни теорий.

Часто можно слышать разговоры о том, что чье-то там предприятие приносит якобы 30% дохода. Разумеется, здесь говорится не просто о проценте. Тот, кто произносит эту фразу, обычно не считает деятельность предпринимателя (руководителя) особой статьей затрат и не включает вознаграждение за его труд в издержки. Кроме того, столь крупный доход не может быть постоянным, он должен включать в себя отдельные временные элементы большей или меньшей продолжительности. Практика хозяйственной жизни полностью подтверждает и этот наш вывод: какое же предприятие может в течение длительного времени приносить столь высокий доход? Разумеется, практики не всегда осознают временный характер подобного дохода и по-разному пытаются объяснить его исчезновение. Покупатель дохода часто надеется, что он сохранится навсегда. В худшем случае, учитывая опыт предшествующего владельца, он предвидит некоторое уменьшение дохода в будущем. Тогда-то вместо правильного метода расчета он автоматически использует форму процента. Если он пользуется ею последовательно, т. е. капитализирует свой до-