Теория экономического развития-стр.266

Но все эти возможности получения прибыли вне конкретной связи с личностью предпринимателя остаются просто на бумаге. В принципе нам известно только то, что новшества, приносящие прибыль, в экономике «возможны», но не тогда, когда они осущестляются конкретными хозяйственными субъектами в таких масштабах, что спрос на покупательную силу при проценте, равном нулю, оказывается всегда больше предложения. Но это еще не все. Существование экономики, лишенной развития, свидетельствует о том, что здесь вообще может не быть лиц, способных и склонных к осуществлению новшеств. Нельзя ли в таком случае, как бы ни мало было число этих лиц, сделать вывод о том, что предложение не только не исчерпано, но, более того, недостаточно для удовлетворения потребностей всех? На это ответим, что если бы на покупательную силу вообще не существовало спроса или он был бы крайне незначительным, то не было бы никакого создания покупательной способности, а спрос на кредитные платежные средства просто отсутствовал бы30. Но в нормальных условиях, если отвлечься от кратких и быстро преодолеваемых периодов регресса, спрос на деньги со стороны предпринимателей, если он представляет для народного хозяйства заметное явление, при проценте, равном нулю, не может быть меньше предложения. Тому есть причина. В главе шестой мы будем иметь возможность более подробно показать, как появление одного предпринимателя облегчает появление других. Там будет показано, что сопротивление новому тем меньше, чем больше привыкает общество как социальное целое к этому новшеству, и что технические сложности учреждения нового предприятия постепенно уменьшаются, поскольку однажды созданные первопроходцами связи с новыми рынками, введенные ими в практику новые формы кредитования и т. п. идут на пользу их последователям. Итак, чем больше число успешных оснований предприятий, тем легче стать предпринимателем. Из практики нам известно, что успехи первооткрывателей на ниве предпринимательства, как, впрочем, и во всех других областях человеческой деятельности, вовлекают в эту сферу все больше желающих к осуществлению новых комбинаций. Спрос на капитал сам по себе порождает новый спрос. Поэтому любому, пусть даже значительному, но всегда ограниченному по своей величине, предложению на денежном рынке противостоит безграничный эффективный спрос, что и требовалось доказать.