Теория экономического развития-стр.265

Более того, он всегда должен быть выше нуля, поскольку спрос предпринимателей на покупательную силу имеет одно важное отличие от спроса на обычные блага. В рамках кругооборота спрос постоянно должен опираться на текущее предложение благ, иначе он не окажется «эффективным». Спрос предпринимателя на покупательную силу в отличие от его же спроса на конкретные блага не связан данным условием.

Он ограничен менее жестким условием: предприниматель обязан уплатить цену кредита в будущем. Но поскольку даже тогда, когда эта цена была бы «номинальной» и не содержала бы процентной надбавки, предпринимателе

Предъявлял бы свой спрос на покупательную силу только в том случае, если бы он мог с помощью кредита получать прибыль, — в противном случае у него не было бы никакого стимула, а деятельность его предприятия нельзя было бы рассматривать как ориентированную на достижение экономического успеха, — поскольку мы вправе сказать, что предприниматель предъявляет эффективный спрос на покупательную силу, только если рассчитывает с ее помощью получить прибыль. Отсюда вытекает и соотношение между спросом и предложением. Как было показано в главе второй, количество новшеств при любом состоянии экономики практически безгранично. Самое богатое народное хозяйство не является абсолютно совершенным, да и не может быть таковым. В нем всегда что-то можно улучшить, но стремление к улучшениям имеет свои пределы, которые обусловливаются не достигнутым уровнем совершенства, а складывающимися обстоятельствами. Любой шаг вперед открывает заманчивые перспективы. Каждое усовершенствование раздвигает рамки кажущегося абсолютным совершенства. Поэтому возможности получить прибыль, а значит, и «потенциальный спрос» на кредит на первых порах бесконечно велики. Следовательно, при проценте, равном нулю, спрос должен быть больше предложения, которое, даже если оно и значительно по своим размерам, все же всегда ограничено.