Теория экономического развития-стр.236

7. Всего один шаг отделяет нас от окончательной формулировки вопроса. Прежде чем сделать этот шаг, я хочу обратить внимание читателя на то, что в нашей трактовке проблемы процента речь идет о нечто ином, чем в общепринятой. Читатель должен отдавать себе отчет в том, что, говоря о проблеме процента, мы имеем в виду не совсем то явление, о котором думает большинство теоретиков. Хотя это и так очевидно, все же не будет лишним, если мы подробнее осветим этот момент.

С этой целью мне хотелось бы остановиться на общепринятом различении ссудного процента и первичного процента на капитал. Различие между ними проводится уже в первых глубоких исследованиях природы процента. Оно было и остается одним из основополагающих принципов теории процента. Естественно, исследование проблемы процента началось с анализа процента по потребительским кредитам. Дело в том, что объектом теории процента вначале был исключительно ссудный процент, выступавший как самостоятельный вид Дохода, обладающий многими отличительными признаками. Всегда проще анализировать обособленный вид дохода, чем тот, который еще надлежит очистить от инородных элементов. Именно поэтому сущность земельной ренты была впервые познана в Англии, где она не только существовала как экономическая категория, но и фактически выплачивалась как самостоятельный вид дохода. С потребительского же кредита начали потому, что он был важнейшей и наиболее известной формой процента еще во времена античности и средневековья. Правда, тогда же существовал и процент по кредитам, предоставлявшимся на производственные нужды. Но в эпоху античности процент существовал в той среде, где не занимались философствованием, а философы только бегло касались экономических вопросов и обращали свое внимание Па тот вид процента, который был известен в их кругу. Позже, в средние века, элементы капиталистической экономики также были фактом реальной действительности, но о них знал только узкий круг лиц, которым некогда было предаваться теоретическим рассуждениям и писать трактаты. Отцы церкви, знатоки канонического права, философы, руководствовавшиеся церковными догмами и учением Аристотеля, — все они были знакомы только с процентом по потребительским кредитам, и надо сказать, что это знакомство было не слишком приятным. Их пре зрение и ненависть к ростовщикам, обиравшим неимущих, пользовавшимся слабостями легкомысленных или порочных людей, побуждали их враждебно относиться ко всякому взиманию процента. Этим можно объяснить и те многочисленные запреты, налагавшиеся на этот род деятельности.