Теория экономического развития-стр.232

Положение второе. Ажио, возникающие в процессе развития, распадаются, как мы видели, на две группы: на предпринимательскую прибыль и ажио, «являющиеся результатом обратного воздействия процесса развития». На данной стадии исследования мы уже знаем, что возникновение процента не может быть связано с ажио, попадающими во вторую группу. Нам легко сделать подобный вывод, поскольку процесс их возникновения не несет на себе никаких покровов таинственности. Возьмем, к примеру, хозяина мелочной лавки, который длительное время получает доход выше среднего уровня, так как в той деревне, где он живет, строится фабрика. Ему достается определенная прибыль. Сама она не может быть процентом, поскольку носит временный характер и вскоре уничтожается возникшей конкуренцией. Но она не может быть и источником процента, разумеется при условии, что лавочник получает ее, не прилагая никаких дополнительных усилий, а просто повышая цены. В таком случае с прибылью ничего более не происходит: лавочник прячет деньги в надежное место и употребляет их по своему усмотрению. Проценту здесь возникнуть негде. Следовательно, источником процента должна быть предпринимательская прибыль. Это, конечно, косвенное доказательство, и по сравнению с другими фактами, которые подтверждают наш вывод и которые мы почерпнем из опыта и последующего анализа, оно отступит на второй план. Итак, развитие каким-то образом направляет капиталисту часть предпринимательской прибыли. Процент действует здесь как своего рода налог на предпринимательскую прибыль.

Положение третье. Вместе с тем ни вся предпринимательская прибыль, ни какая-то часть ее не может прямо и непосредственно образовывать процент, поскольку она также представляет собой временное явление. Здесь мы еще раз убеждаемся: процент не может быть связан с конкретными благами. Любой излишек стоимости, имеющий отношение к конкретному благу, по своей природе непостоянен; И хотя подобные излишки стоимости то и дело возникают в процессе развития — здесь необходимо специальное исследование для доказательства недолговечности излишков стоимости в каждом из этих случаев, — тем не менее очевидно, что непосредственно из них постоянный доход возникнуть не может. Поскольку же процент является таковым, он не может быть тождествен ажио конкретных благ. Источником процента являются ажио определенной категории, но никакое ажио просто так не становится процентом.