Теория экономического развития-стр.229

Второй случай — это тот, когда в физическом отношении полезные услуги остаются неизменными, но тем не менее их стоимость со временем возрастает. Этот феномен объясняется появлением дополнительного спроса и является следствием развития. Рассмотрение данного случая не связано ни с какими трудностями. Если это увеличение спроса для хозяйственных субъектов было неожиданным, появляется временная прибыль, которая вовсе не тождественна постоянному приросту стоимости блага. Этого прироста не будет и в том случае, если они заранее рассчитывали на увеличение спроса, поскольку он с самого начала вменяется соответствующему благу. Если же в практической жизни тем не менее создается видимость прироста стоимости каких-то благ, то это надо объяснять точно так же, как и в случае с улучшением физических свойств.

4. Итак, мы исчерпали все основные возможности выпутаться из дилеммы процента, но добиться успеха не смогли. И здесь нам приходится вновь возвращаться к стоимостным ажио (Wertagio), о которых мы уже не раз упоминали и которые мы с полным правом можем рассматривать в качестве чистой прибавочной стоимости. В общем определении ажио — излишек стоимости, т. е. превышение стоимости продукта над издержками. Оно обязано своим существованием некоему особому обстоятельству, повышающему стоимость продукта. Вместе с тем стоимостное ажио — это излишек над равновесной стоимостью (Gleich-gewichtswert) блага, определяющей его ноложение в хозяйственном кругообороте. Тем самым уже ipso facto (в силу самого факта) подобное стоимостное ажио приобретает характер чистого дохода и источника потока благ. Это в известной степени напоминает случай с систематическим занижением стоимости будущих благ.