Теория экономического развития-стр.214

Размер предпринимательской прибыли не определяется столь же твердо и однозначно, как величина дохода, получаемого в рамках кругооборота. Об этом размере нельзя, например, в отличие от элементов издержек в кругообороте сказать, что он вполне достаточен, чтобы породить — зафиксированное факторами равновесия системы — «количество предложенных предпринимательских услуг», количество, легко объяснимое в каждом конкретном случае. Теоретически невозможно определить величину такого предложения. И для всей совокупности предпринимателей, и для отдельно взятого предпринимателя размер предпринимательской прибыли, фактически реализованной на данный момент, может значительно превышать ту сумму, которой было бы достаточно, чтобы задействовать реально использованные услуги предпринимателей. Конечно, общая сумма предпринимательской прибыли существенно преувеличивается24. Впрочем, следует учесть, что явно завышенная оценка успеха отдельно взятого предпринимателя имеет свою функцию, поскольку возможность добиться аналогичного успеха стимулирует потенциальных конкурентов гораздо сильнее, чем если бы они ориентировались на реальную величину предпринимательской прибыли, помноженную на вероятность ее получения. К тому же надежды на большое «вознаграждение» питают и те предприниматели, которые не имеют никаких шансов на успех. Несмотря на это, совершенно очевидно, что во многих случаях, особенно если не учитывать влияние привычки и общую веру в достижимость заманчивых целей, доход всей группы предпринимателей или отдельных ее представителей мог бы быть и меньшим без всякого ущерба для дела. Ясно также, что в данном случае взаимосвязи между качеством услуг и получаемой прибылью гораздо слабее, чем, скажем, на рынке труда лиц свободных профессий. Это не только важно с точки зрения теории налогообложения — хотя в практике обложения предпринимателей налогом основное внимание уделяется не этому моменту, а процессу «образования капитала», т. е. увеличению запасов средств производства, — но и объясняет, почему предприниматель сравнительно легко расстается со своей прибылью, а «наемный» предприниматель, например директор промышленного предприятия, зачастую играющий роль предпринимателя, как правило, мирится с тем, что его заработок бывает значительно меньше предпринимательской прибыли. Чем больше рационализируется, нивелируется, демократизируется наша жизнь, чем менее прочными становятся связи отдельного индивида с окружающими его лицами—прежде всего в кругу семьи,— а также с конкретными вещами — с одной стороны, фабрика, где он работает, с другой — дом, где живет, — тем более теряют смысл мотивы, перечисленные нами во второй главе, тем слабее становится предпринимательская хватка и меньше стремление к прибыли25. Наряду с этим и отчасти по тем же причинам процесс развития приобретает все более автоматический характер, что уменьшает значение предпринимательской функции.