Теория экономического развития-стр.205

ВоДйтёЯьностью. Это означает, что в капиталистической экономике именно данная заработная плата порождает данную услугу. Если услуги труда были бы мобилизованы другим путем — с помощью принуждения или апелляции к чувству долга перед обществом, — то рабочий, возможно, получил бы меньшую сумму, но и в этом случае его заработная плата определялась бы предельной производительностью труда, а то, что он недополучил бы, следовало бы рассматривать как вычет из заработной платы. Этот вычет также представлял бы собой часть заработной платы, но часть, не доставшуюся рабочему. В коммунистическом хозяйстве руководитель, очевидно, не будет получать предпринимательской прибыли. Но отсюда нельзя делать поспешного вывода, что развитие в таких условиях было бы невозможно. Скорее всего, при подобной организации люди со временем настолько изменились бы, что им так же не приходило бы в голову требовать предпринимательскую прибыль, как государственному деятелю или военачальнику — требовать всю военную добычу или какую-то ее часть. Но предпринимательская прибыль, вне всякого сомнения, продолжала бы оставаться таковой. То, что ее нельзя характеризовать как экономическую заработную плату рабочих, можно доказать, слегка видоизменив ход рассуждений Бём-Баверка в его классическом анализе категории процента16. Этот анализ вполне подходит и для исследования ренты, в котором необходимо от* личать сущность производственного вклада земли от вы» платы основанного на нем дохода определенным хозяйственным субъектам 17.

В таком случае с заработной платой каких рабочих следовало бы отождествлять предпринимательскую при* быль? На этот вопрос возможны два ответа. Проще всего сказать, что предпринимательская прибыль — это часть заработной платы тех рабочих, которые принимали участие в производстве новых продуктов. От вклада земли мы здесь абстрагируемся. Но этого не может быть, потому что тогда заработная плата этих рабочих ex hypothesi (предположительно) была бы больше, чем у их коллег, работающих в других Отраслях по старинке. Эти последние совершают одинаковый — и по количеству и по качеству — труд. Поэтому данная гипотеза приводит нас К противоречию с основополагающим принципом экономической жизни, согласно которому одинаковые блага не могут иметь различные стоимости. Нельзя не признать не-справедливости подобного положения. Более того, возникла бы группа привилегированных рабочих. В принципе это возможно, но тогда излишек, который получала бы привилегированная группа, не являлся бы частью заработной платы.