Теория экономического развития-стр.194

В качестве примера коммерческих комбинаций назовем выбор нового, более дешевого источника получения средства производства, скажем, источника сырья. Ранее этого источника вовсе не существовало в народном хозяйстве. Допустим, что со страной-экспортером, находящейся за океа ном, не существовало прямых и регулярных связей; не было ни пароходной линии, ни почтового сообщения. Новшество всегда связано с риском, большинство продуцентов не отваживаются на него. Но если кто-нибудь учреждает предприятие, ориентирующееся на данный источник сырья, если ему улыбнется удача, он станет производить свои продукты с меньшими затратами, в то время как цены на первых порах в общем будут оставаться прежними. При таком раскладе он получит прибыль. При всем этом он вложит в дело лишь свою волю и свой труд и осуществит новую комбинацию из имеющихся элементов. Его опять можно назвать предпринимателем, а его прибыль — предпринимательской прибылью. И в данном примере предпринимательская прибыль и сама предпринимательская функция исчезают в водовороте настигающей его конкуренции. То же самое можно сказать и о выборе новых транспортных путей.

Те же последствия, что и совершенствование производственного процесса, имеет также замена одного производственного блага или предмета наслаждения на аналогичное или близкое по свойствам, но менее дорогое. Назовем в качестве конкретных примеров частичную замену шерсти хлопком в последней четверти XVIII в., а также производство всякого рода заменителей. На эти случаи распространяется все сказанное выше. Правда, здесь новые продукты, вне всякого сомнения, не будут продаваться по той же цене, что и ранее производившиеся товары, но очевидно, что отличие данного примера от предшествующих только количественное. В остальном же наблюдается полное сходство. Здесь нас также не интересует, производят ли хозяйственные субъекты новые производственные блага или предметы наслаждения сами или же только используют их или продают, изымая их для этого из прежних областей применения. Подчеркнем, что и здесь хозяйственные субъекты не вкладывают в дело никаких благ и никакой покупательной силы; от осуществления новых комбинаций они получают прибыль, которая столь же недолговечна, и мы вновь видим в них предпринимателей.