Теория экономического развития-стр.139

Эта концепция противоречит господствующей точке зрения не в той степени, как это кажется на первый взгляд11. В полном соответствии с традиционными представлениями мы утверждаем, что можно описать сущность кругооборота, не рассматривая «производственного» кредита. Именно потому, что традиционная теория, как и мы, не признает финансирование регулярных товарных сделок важным моментом в механизме функционирования экономики, ей и удается ограничиться рассмотрением мира благ. В мире благ ей, правда, также приходится иметь дело со своего рода кредитными операциями, но по этому поводу мы уже высказали свое мнение. Как и мы, традиционная точка зрения не признает необходимости создания новой покупательной силы. Однако то, что она вообще не видит подобной необходимости, лишний раз доказывает, насколько она статична.

Таким образом, мы вправе исключить «производственный» кредит из нашего рассмотрения на тех же основаниях, что и потребительский: он представляет собой техническое, вспомогательное средство в сфере обращения — подчеркнем: именно в рамках кругооборота; в условиях развития по тем же причинам он представляет собой нечто иное — то, что не оказывает никакого влияния на товарооборот. Отсюда сделаем необходимые для нашего изложения выводы, с тем чтобы «производственный» кредит четко отграничить от того, который оказывает существенное влияние на товарооборот, и предположить для условий кругооборота, что все товарные сделки осуществляются с помощью металлических денег, масса и скорость обращения которых заданы и остаются постоянными. В принципе в экономике, где отсутствует развитие, весь оборот может осуществляться при помощи неметаллических средств платежа, выступающих в форме требований. Но поскольку в данном случае эти средства платежа «удостоверяют» наличие реальных благ или предоставленных услуг, то они, в сущности, ничем не отличаютси от металли ческих денег. Таким образом, мы придаем нашему выводу о том, что явление кредита для нашего изложения в целом не содержит ничего существенного, такой характер, который позволяет ему органически влиться в сказанное нами в главе первой.