Психология предпринимательства-стр.98

Во вторую группу входят “трейдики” - 19% общей численности опрошенных. По своей психологической и социальной характеристике они близки к тем, кого Л. Гумилев определяет как субпассионариев. У этой группы нет выраженного портрета ни в социальном плане, ни с позиции идеологических установок. Единственная, отличающая эту группу черта, - фрустрация “на личием элиты, у которой все есть”. Психологически такой тип характеризуется направленностью “на себя”, свои проблемы, самочувствие, ощущения. Отличается высокой чувствительностью к материальным стимулам, комфортной среде. Как правило, это работники исполнительского уровня, уверенно действующие в стабильной, хорошо организованной среде. В нестабильных обстоятельствах могут вести себя непредсказуемо.

Третью группу представляют “продактики” - 18% общей численности опрошенных. По социальной функции это практики-организаторы, ориентированные на осуществление эволюционных преобразований. По психологическому типу - прагматики с характерным для них глубоким практическим мышлением, взвешенной оценкой ситуации, действиями на основе личной выгоды.

Четвертая группа - это люди созерцательно-одухотворяюще-го типа - “лингвики” - 56%. Ведущая социальная функция подобного типа - одухотворение общественных процессов, перенос социальных взаимодействий. По психологической характеристике это люди созерцательного склада, хорошо понимающие и умеющие выразить “человеческие” проблемы, но не склонные к активной практической деятельности, хорошо работающие преимущественно в условиях внешнего волевого давления. Не случайно, что сюда входят работники культуры, просвещения, науки, здравоохранения - гуманитарной сферы. При этом здесь оказались и безработные - люди, которые не смогли приспособиться к меняющимся условиям в сфере производства. Но в данной группе представлена и значительная часть руководителей организаций, что является наглядным результатом кадровой политики недавнего прошлого. Типичный возраст в этой группе -от 30 до 50 лет.