Психология предпринимательства-стр.97

1) Доминирующими для большей части этноса являются комму нитарные ценности (справедливость, нация, Родина, семья -2/3 опрошенных), отражающие соответствующие потребности и играющие роль этнической доминанты. По существу, это потребности аттракции, определяемые с учетом своеобразия народа, начавшего свою историю в условиях древней Московии. По своему содержанию они концентрированно выражают потребность в отношениях патернализма и социальной справедливости.

2)    По своей психологической характеристике большая часть опрошенных (56%) относится к интуитивно-чувствующему типу (лингвики). Воспроизведем еще раз фрагмент характеристики этого типа, касающейся особенностей его реакции на фрустрацию: “Испытывает дискомфорт и снижает деловую активность в нестабильных обстоятельствах. Как правило, сам не может установить волевой режим. Активизируется при наличии информации о логике дела, механизме достижения и его личном предназначении в общем процессе. Нуждается в установлении гармоничных отношений с внешним миром”.

3)    Каждая из четырех выделенных групп населения, определенных нами по ведущей соционической функции - “сциенти-ки”, “продактики”, “лингвики” и “трейдики”, - обладает определенными характерными чертами, выраженными в ценностных ориентациях, социальной направленности, ожиданиях и ведущих факторах фрустрации. Кроме того, в каждой из групп оказались существенно преобладающими те или иные социальные признаки - возраст и социально-профессиональное положение опрошенных. Коротко остановимся на описании этих групп.

Первую группу представляют “сциентики” - около 6% общей численности опрошенных. По психологической характеристике это активные инициаторы с глубоким интуитивным мышлением, позволяющим им видеть потенциальные возможности процессов и явлений. Они берут на себя роль носителей соответствующих тенденций, если осознают их как позитивные. В этом случае активно стремятся к их реализации, принимая на себя роль лидеров. Характерная для них интенция - “хочу, чтобы дети (внуки) были руководителями или предпринимателями” - отражает их личные устремления.