Психология предпринимательства-стр.96

Пороки: лень (23), безответственность (26). непрактичность (35).

Как видим, “картинка” в основных чертах совпадает с теоретической моделью.

Выше мы говорили только о доминирующем психотипе, но в действительности все значительно сложнее: общество составляет множественность типов. Их положение в экономической, социальной и политической структурах общества и определяет динамику и содержание социальных процессов. Ниже приводится фрагмент регионального прикладного социологического исследования самосознания основных этнических групп. Опрос проведен в октябре-ноябре 1994 г. Исследованию подвергались ценностные, этнополитические и социальные установки различных групп населения. Наряду с другими методиками в исследовании был использован вариант соционического теста. В таблице 1 приведены данные о результатах группировки опрошенных по до минирующим психотипам ( в соответствии с ведущей социони-ческой функцией) и сопряженными с ними типам ценностных ориентации русско-славянского подмассива. В основу этой группировки опрошенных положены психотипические признаки, однако с ними оказались сопряженными некоторые социально-психологические (ориентации) и социальные признаки.

Таблица 1

Интуитивно мыслящие

"сциентики"

6%

Сенсорно чувствующие "трейдики" 19%

Сенсорно мыслящие

"продактики"

18%

Интуитивно чувствующие "лингвики” 56%

Доминирующие ценности

Вера, реформа, собственность + личный успех

Надежность + личный успех

Вера, реформа, собственность + справедливость, нация, Родина

Справедливость, нация, Родина + надежность

Доминирующие социально-профессионапь ные группы

Предприниматели, специалисты, учащиеся

Работники культуры, безработные

Пенсионеры, рядовые исполнители, специалисты,

руководители подразделений

Работники культуры, образования,

науки, рядовые исполнители, руководители организации, безработные

Доминирующие возрастные

группы

До 30 лет

Не выражены

Старше 50 лет

От 30 до 50 лет

Ведущий фактор

фрустрации

Чувство одиночества

Наличие элиты, у которой все есть

Потеря смысла жизни

Не выражен

Доминирующие ожидания

Самим искать выход

Не выражены

Не выражены

Усилить социальную защиту простых людей

Кем хотят видеть своих внуков

Руководителями, предпринимателями

Общественными деятелями

Специалиста ми

Общественными деятелями

Анализ данных таблицы 1 позволяет прийти к следующим заключениям: