Психология предпринимательства-стр.77

Широко была развита и благотворительность в прямом значении - помощи слабым и обездоленным, т.е. милосердие. К началу XX в. только в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых и 201 для детей. В их числе 28 больниц, 221 амбулатория, 17 родильных приютов, общежития и ночлежные дома, бесплатные или дешевые столовые и чайные, разнообразные благотворительные общества и кассы взаимопомощи.

Сложными и далеко не однозначными были мотивы благотворительности. Присутствовали здесь и деловой, хорошо продуманный расчет: пожертвования и благотворительность использовались в целях поддержания своей репутации в общественных и правительственных кругах, являлись продуманным шагом для изменения общественного положения, получения титулов, наград, вхождения в дворянское сословие.

Однако было бы грубым упрощением сводить все мотивы только к этому. Здесь имели место искреннее уважение к науке и искусству, преклонение перед ними, а также особый род подвижничества, восходящий своими корнями к национальным тра дициям и религиозным ценностям. Нельзя, на мой взгляд, не видеть связи между предпринимательской благотворительностью и развитием монастырского хозяйства (о нем речь пойдет ниже), которое рассматривало накопление богатства не как самоцель, а как способ социально организованной благотворительности.

Это было наиболее характерно для московского монашества, и поэтому не случайно, что именно здесь, в первопрестольной, широкое развитие получили самые различные формы благотворительности32. Не следует забывать и о том, что среди предпринимателей было большое количество старообрядцев: по некоторым оценкам, до 2/3 представителей купеческого сословия. Предстоит еще изучить влияние данного фактора на формирование духовного склада и системы ценностей российского предпринимательства.