Психология предпринимательства-стр.737

Как показали исследования других психологов, особенно сложной бывает эмоциональная партитура ситуаций с переплатой в тех случаях, когда они разворачиваются публично. Нельзя сказать, что все подряд проявляют лицемерие, говоря одно, а думая другое, и все же некая раздвоенность наблюдается. Если нет возможности доказать себе и другим, что никакой переплаты не было и полученные деньги действительно заработаны, людям свойственно демонстрировать смущение, недовольство, чуть ли не готовность протестовать. Ведь в жизни обычно переплата означает, что кому-то другому, наоборот, недоплатили и вы оказываетесь в положении человека, присвоившего чужие деньги! Это не фальшь, это реакция, возникающая в ответ на ожидания, поскольку мораль предписывает нам испытывать именно такие чувства. Но если техника эксперимента позволяет заглянуть глубже, туда, где моральные предписания не имеют никакой силы, то там не улавливается ни малейшего смущения или недовольства. “Я стою этих денег; я всегда догадывался, что цена моя достаточно высокая - вот истинный голос нормального, ничем не ущемленного самоуважения, и вам просто не по силам назвать такую сумму, перед которой бы он спасовал.

Деньги в мужском и женском роде

Все аспекты психологии денег, с которыми мы до сих пор познакомились, имели вид универсальных, общечеловеческих. На первый взгляд может показаться, что это вполне логично. Разве меняются функции денег, их предназначение, в зависимости от того, кому они принадлежат - мужчине или женщине, молодому человеку или старику? Экономические параметры в любом случае остаются незыблемыми - это очевидно. Деньги питают самостоятельность, самоуважение - это относится ко всем. Деньги служат опорой для чувства уверенности, оптимизма, -и здесь мы не найдем никакой разницы, которая определялась бы полом или возрастом, как и в обратной ситуации: невозможность рассчитывать на себя самого, денежная зависимость от родных, от богатых покровителей или систем социальной поддержки подрывает самооценку у всех одинаково.