Психология предпринимательства-стр.736

Остроумный эксперимент поставил американский психолог С. Морзе (Stenley J. Morse). Группе девушек-студенток была предложена работа с корректурой, причем для усложнения задания на голову каждой надели звучащие наушники. “Справляетесь?” - спросили у них через несколько минут. “Да, но с трудом: звук мешает сосредоточиться”, - ответили испытуемые. Тогда перед каждой девушкой положили вопросник, в котором, кроме всего прочего, она должна была указать сумму, соответствующую затраченному в таких условиях труду. Эти данные были зафиксированы, и когда пришло время объявлять условия оплаты, то половине девушек назначили вознаграждение в соответствии с их пожеланиями, а второй половине - равно вдвое больше. Таким образом, предложенную работу эта группа выполняла, заранее зная, что каждой будет сильно переплачено. Потом экспериментаторы попросили всех еще раз оценить, насколько трудно справиться с заданием, ну и, разумеется, тщательно проверили качество вычитки корректур.

Оказалось, что девушки, которым было переплачено, поработали серьезнее и старательнее, они нашли намного больше ошибок, чем их подруги, составившие контрольную группу. Обнаружился также заметный раскол во мнениях о сложности задания: получившие больше денег, чем следовало, сочли его чрезвычайно трудным, остальные - достаточно простым.

Что же произошло? По-видимому, узнав о предстоящем получении относительно большой суммы, каждая девушка неосознанно изменила свое отношение к заданию: раз больше платят, чем она ожидала, так, наверное, это не зря, работа предстоит более трудная, чем поначалу ей показалось! Такой вывод, безусловно укрепляющий чувство самоуважения, в то же время заставил испытуемых более критично отнестись к себе. Вот почему они работали более старательно и продуктивно. А в дальнейшем у них и выхода другого не осталось, как подчеркивать затраченные усилия, ибо в противном случае получалось бы, что часть денег им заплатили просто зря.