Психология предпринимательства-стр.728

Но если мы вспомним, как остро реагируем на все, что происходит с нашими деньгами, как неадекватны наши эмоции реальным последствиям, сопровождающим денежные удачи или потери, придется признать: мы воспринимаем свои деньги как нечто, составляющее частицу нашего “Я”.

Психология уже немалое время бьется над разрешением этой необъяснимой на первый взгляд проблемы. Появилось немалое число концепций. Одну из них, “теорию собственного “Я”, выдвинул основатель американской психологии Уильям Джеймс (William James). Мне же наиболее убедительной представляется теория самосистемы (self-system) Дональда Снигга (Donald Snigg) и Артура Комбса (Arthur S Combs), замечательной пары иссле-дователей-гу манистов.

Нарисуем две концентрические окружности - маленькую и большую. Так мы обычно изображаем схематически атом или биологическую клетку... Схема Снигга и Комбса тоже рисует атом, клетку, элементарную частицу земного населения, имя которой - человек. Маленький кружочек естественно посчитать его ядром: это он сам, или его личность, все то, что охватывается местоимением “я”. А большой круг очерчивает ту часть внешнего мира, с которой “Я” состоит в контакте: вещи, люди, концепции, события, входящие в зону, на которую распространяется понятие “мое”. Моя семья, моя работа, мои друзья, моя страна...

Чем теснее связь, тем меньше расстояние до этого объекта от ядра. На внешней границе большого круга располагаются самые дальние, по отношению к которым “мое”, “мои” могут казаться чисто условными терминами. К примеру, “мои земляки”. Я действительно ощущаю как нечто вполне реальное свою причастность к многомиллионному множеству, именуемому москвичами или жителями столицы, в определенных ситуациях (во время выборов, референдумов) это может повлиять на выбор линии поведения, а если судьба занесет меня далеко-далеко от родного города, то там встреча с москвичом вообще может получить поворотное значение. А в обычных условиях - что такое “мои земляки”? Миллионы чужих мне людей, которых я не знаю ни в лицо, ни по имени, представляю себе в виде огромных, безликих, суетливо перемещающихся толп.