Психология предпринимательства-стр.724

Восстанавливая в памяти события последних лет, я вижу странной конфигурации дугу, по которой они двигались. От удивления, естественного при появлении нового социального типа, -к негодованию (“воры, бандиты!”), от любопытства - к яростному протесту со стороны одних и такому же напряженному желанию войти самим в этот круг, проявляемому другими... Большие деньги, как я уже говорил, обладают способностью оказывать колоссальное психологическое давление. Вы не в силах их не замечать, находясь рядом, и не можете полностью контролировать свою реакцию. И все же до самого недавнего времени они скорее вредили репутации своих хозяев, нежели поднимали ее, и шквал анекдотов про “новых русских” - тупых, ограниченных, необразованных, даже не людей, строго говоря, а каких-то человекообразных, - самое наглядное тому свидетельство. Вспо минаю десятки читанных и виденных мною по TV интервью с банкирами, предпринимателями, “фирмачами”. В каждом, при всем разнообразии тем и сюжетов, так или иначе отыгрывался один непременный ход: доказать, что, условно говоря, “и крестьянки чувствовать умеют”, то есть что стереотипный образ мужика с тремя извилинами к данному персонажу никакого отношения не имеет, а, наоборот, он развит, умен, начитан ничуть не меньше среднего интеллигента.

И только в самое последнее время появились признаки (и то пока только признаки) большого поворота в сознании: вес денег начинает автоматически приплюсовываться к моральному весу богатого человека, как и наоборот - не подкрепленное деньгами достоинство становится эфемерным и скорее умозрительным. Впрочем, о том, что мудростью бедняка пренебрегают и слов его не слушают, сказано еще у Екклезиаста.