Психология предпринимательства-стр.72

Эта сторона дела пока недостаточно изучена в исторической науке и далеко не всегда учитывается в оценке характера и менталитета российского предпринимательства. А именно этому обязана успехами российская экономика в конце XIX - начале XX вв., именно этим объясняется создание в России первоклассных инженерных школ.

Может быть, наиболее наглядно отмеченная особенность проявилась в заботе о коммерческом образовании.

Первые коммерческие училища, гимназии и торгово-промышленные школы возникли еще в XVIII в. Так, в 1772 г. в Москве было создано коммерческое училище, переведенное затем в Петербург. В 1810 г. была организована Московская практическая академия коммерческих наук как среднее учебное заведение. Были в России и коммерческие гимназии (Таганрогская -с 1806 г., Одесская - с 1809 г.). В 1910-1911 гг. в России было 394 низших и средних коммерческих учебных заведения, в том числе коммерческих училищ - 202, торговых школ - 100, торговых классов - 23 и курсов коммерческих знаний - 6927.

Становление высшего экономического образования началось с создания при некоторых технических вузах коммерческих отделе ний (в политехнических институтах: Петербургском - в 1902 г., Донском - в 1907 г.).

В 1903 г. Московским обществом распространения коммерческого образования были открыты коммерческие курсы. 1907 год стал годом юридического признания курсов в качестве высшего учебного заведения. Коммерческий институт (в последующем Московский институт народного хозяйства, ныне - Российская экономическая академия) был создан по инициативе московских торгово-промышленных кругов и либеральной профессуры. Он был призван готовить “компетентных лиц, способных, как встать во главе крупных предприятий, так и быть сотрудниками самостоятельных деятелей в этой сфере”28.