Психология предпринимательства-стр.681

длительный процесс, поскольку он связан с изменением общественного сознания, разработкой и внедрением в это сознание идеологии и психологии здорового предпринимательства, большой работой по совершенствованию воспитания детей как в семье, так и в школе. Мы видели, что мотивация предпринимательства и соответствующие способности формируются лишь в условиях демократического воспитания: ребенку предоставляется определенная самостоятельность; прививаются навыки независимого принятия решений, а также чувство ответственности за их последствия; поощряются инициатива, творчество, фантазирование, развивается нестандартное мышление. При этом совсем не нужно мотивировать детей идеями обогащения и роскошной жизни. В центре внимания должно быть культивирование творческого подхода к любой деятельности и создание богатого личностного потенциала. В конечном итоге предпринимательская мотивация и способности будут полезны в любой профессии, но для этого должна создаваться особая атмосфера воспитания в семье и школе.

Трудно сейчас говорить о том, насколько удачна идея создания школ, ориентированных на изучение проблем менеджмента. Беспокоит то обстоятельство, что под влиянием модных веяний в них может оказаться много случайных ребят, у которых нет задатков и склонности к предпринимательской деятельности. Может быть более целесообразно подумать о том, чтобы элементы предпринимательского сознания и психологии исподволь формировались у учеников всех школ, путем изучения в некоторых предметах вопросов, связанных с предпринимательством. Например, в истории может быть раздел о происхождении российского предпринимательства, в экономической географии -примеры изобретательного и разумного использования природных ресурсов, в литературе - интересные произведения о талантливых деловых людях; даже в арифметике можно использовать примеры из предпринимательской практики.