Психология предпринимательства-стр.680

Создаваемый образ российского предпринимателя должен включать в себя важную социальную задачу и ответственность перед обществом. А в нашей пропаганде на первом плане часто оказывается тема быстрого обогащения. Конечно, когда большинство граждан живет в крайне трудных материальных условиях, идея обогащения конъюнктурно привлекательна. Но, во-первых, она подогревает стремление просто урвать что-то побыстрее и побольше, во-вторых, дезориентирует людей, искажая подлинный смысл предпринимательства. А смысл этот заключается прежде всего в свободе творческой производительной деятельности, при которой человек способен раскрыть свои способности и реализовать свой потенциал. Обогащение для настоящего предпринимателя не самоцель, оно выступает лишь как свидетельство, как доказательство его преуспевания.

Аналогичный перекос наблюдается и в вопросе о частной собственности, особенно в связи с приватизацией и ваучеризацией. Собственность описывают опять же как самоцель, а не как главное условие для предпринимательской деятельности, которое дает человеку самостоятельность и свободу действий. Исключение могут составить лишь случаи, когда человек приобретает дом, дачу, небольшой приусадебный участок и т.п., для того, чтобы облегчить себе условия жизни. Это тоже собственность, но другого функционального назначения. Ваучеры или несколько акций не делают людей ни собственниками, ни участниками предпринимательской деятельности. В лучшем случае они могут стать лишь источником небольшой прибавки к заработной плате и поэтому нет смысла дезориентировать граждан идеей “совладения собственностью”, “хозяина” и т.п. Переход к свободному рынку -