Психология предпринимательства-стр.678

Практика “чемпионства” распространяется не только на область изобретательства, но поощряется и в других сферах деятельности выдающихся фирм, сочетаясь с глубокой децентрализацией и автономизацией организационных структур. В некоторых случаях руководителям мелких подразделений (магазинов, ресторанов, местным отделениям авиакомпании, разработчикам новых продуктов и т. п.) предоставляется полная свобода действий (включая любое самостоятельное экспериментирование) сначала на время, для отбора наиболее способных людей, а затем и постоянно. В этой связи появился даже новый термин -“искусственное предпринимательство”, подчеркивающий, что и в рамках большой формальной организации только предпринимательские методы деятельности могут обеспечить ее высокую эффективность.

В этом же контексте поощряется “внутренняя конкуренция” между подразделениями фирмы, но в отличие от нашего “социалистического соревнования” она может быть такой же жесткой, как и обычная внешняя конкуренция. Это означает, что если, например, одно отделение фирмы предложило продукт, который выше по качеству и привлекательности аналогичного, но созданного в другом отделении, то последнее оказывается перед фактом напрасных миллионных затрат и потерянного времени и само должно искать выход из создавшегося положения (совершенствовать свой продукт, искать для него другой рынок и т.д.). За неудачи такого рода никто не наказывается, но это сказыва ется и на прибылях отделения, и на престиже его руководителей.

Мы говорили уже об отношении к неудачам в передовых компаниях. Это отношение лучше всего выражено в таких высказываниях ряда крупных предпринимателей: “Если бы я не делал ошибок, я не принимал бы решений”; “Нужно иметь способность к неудачам”; “Вы должны быть готовы принять неудачу”. Иными словами, поиск нового и риск не бывает без ошибок, поэтому их надо принимать как неизбежное и уметь исправлять и преодолевать.