Психология предпринимательства-стр.675

Нетрудно увидеть, что основные характеристики деятельности передовых компаний содержат в большинстве случаев не только организационные, но и психологические компоненты. В них отражается уже проверенная жизнью истина: повышение эффективности предпринимательской деятельности неизбежно связано с заинтересованностью в людях. Это - люди, для которых работает предприниматель, и которые работают на него. Такая, казалось бы, разнонаправленная заинтересованность приводит к иному общему результату — резкому повышению творческого, инновационного потенциала предпринимательства, что и составляет основу превосходства тех компаний, которые названную истину осознали. Тесная связь с потребителям позволяет не только совершенствовать качество продукции, но и служит прямым источником инноваций. Так, исследование, проведенное в сфере приборостроения для научных учреждений, показало, что потребители-пользователи были источниками идей для всех

11 “крупных изобретений” в этой области в обследуемый период. 85% крупных усовершенствований (из общего числа 66) и две трети мелких усовершенствований (из общего числа 83) были также рождены потребителями.

Однако более интересно остановиться на вопросе о том, как сказывается на творческой результативности передовых компаний ориентация на автономию и предпринимательство, а также на “производительность через людей”.

Поданным Национального научного фонда США, полученным в начале 80-х гг., число инноваций на доллар, вложенных в исследования и развитие, в мелких фирмах было в 4 раза больше по сравнению со средними и почти в 24 раза больше по сравнению с крупными компаниям! Эти цифры свидетельствуют об объективной закономерности, согласно которой размеры организации прямо коррелируют со степенью ее бюрократизации и находятся в обратной корреляции с уровнем развития в ней инициативы и творчества рабочих и служащих. С психологической точки зрения это означает: чем крупнее организация, тем больше у работающих в ней людей чувство отчужденности от ее целей, тем меньше их личная заинтересованность в ее делах. Однако даже в крупных компаниях, если они руководствуются предпринимательской психологией, эту закономерность удается в какой-то степени преодолевать. Достигается это за счет предоставления основным подразделениям компании широкой автономии и за счет поощрения инициативы и творческого начала в работе.