Психология предпринимательства-стр.674

Сочетание контроля с автономией, централизации с децентрализацией. Это означает, что возможность проявить самостоятельность, инициативу и деловое творчество распространяется до самых низших подразделений организации, вместе с тем за основными принципами и нормами деятельности в целом сохраняется строгий централизованный контроль.

Перечисленные принципы деятельности выдающихся компаний реально осуществляются в их повседневной практике. Интересно, как на фоне достижений образцовых компаний смотрятся те недостатки, которые многие американские исследователи считают причиной ухудшения качества менеджмента в США в 80-х гг. Это сопоставление позволяет еще раз наглядно выя вить принципиальные различия психологии предпринимателя и психологии менеджера.

В обобщенной форме “обвинения” против американского менеджмента сводятся к следующему: 1) профессиональным менеджерам не хватает способности видеть перспективу, они сосредоточиваются лишь на выполнении своих функций; 2) менеджеры не идентифицируют себя с тем, что делают их компании, они “не любят” продукт своей деятельности; 3) менеджеры не проявляют должного интереса к людям; 4) высшие менеджеры и их аппарат изолировались в своих аналитических “башнях из слоновой кости”, планирование и анализ стали для них самоцелью, а не средством решения практических задач; 5) и, наконец, как ни странно это звучит, “школы бизнеса губят менеджмент”.

Из всех приведенных утверждений лишь последнее нуждается в пояснении. Дело в том, что и крупные бизнесмены и некоторые теоретики критиковали американские школы бизнеса за оторванность от жизни, одностороннее увлечение теоретическими, экономико-статистическими вопросами, неумение воспитывать у будущих менеджеров способность работать с людьми, за то, что они не дают элементарных знаний в гуманитарной области, то есть в истории, литературе, искусстве3.