Психология предпринимательства-стр.67

Вопрос о склонности отечественных предпринимателей и торговцев к спекуляции и обману стал предметом специального анализа в книге П. Бурышкина “Москва купеческая”. Приводя многочисленные оценки иностранцев по данному вопросу, он апеллировал к истории, к тому, что так было везде, что иностранцы сами небезгрешны. В подтверждение он ссылался на авторитет Костомарова, который отказывался приписывать плутоватость русского торговца особой “народной почве”. “Нет, это было необходимое условие той степени образованности, на которой еще стояла Россия, и обстоятельств, сопровождавших развитие торговли. Торговля, как и всякая другая ветвь человеческой образованности, проходит различные положения. В первобытные времена она была соединена с разбоями и набегами. На низкой ступени цивилизованного общества она неразлучна с коварством и обманом, и, чем выше общество становится на пути нравственно го и умственного образования, тем более и торговые отношения принимают характер честности”22.

Интересные соображения по данному вопросу высказывал уже упомянутый В. Берви-Флеровский. Он акцентировал внимание на нерегулярности ярмарок, на зависимости торговли от частоты их проведения. Отсюда и проистекала наклонность воспользоваться случаем, продать втридорога, а также “убеждение, что не проживешь, если не будешь запрашивать и обманывать при каждом случае”23. Вопрос о добром имени, о чести фирмы еще не созрел, не приобрел силы традиции как в результате отсутствия стабильности, так и общего недостатка “культурности”.

Лишь позднее и под влиянием опять-таки изменения общих экономических условий складывались основы деловой этики и культуры предпринимательства. Без них становились невозможными деятельность бирж, крупных акционерных компаний и коммерческих банков, стабильный ход экономических процессов24. Однако наследие прошлого, проникая в генетическую память народа, сохраняется, как показывает опыт, еще надолго, даже несмотря на смену поколений.