Психология предпринимательства-стр.665

Личностные и ситуационные предпосылки успешного предпринимательства

Предпосылки интереса к предпринимательской деятельности связаны с особенностями семьи и ближайшего окружения: если в обществе создается благоприятная атмосфера предпринимательству, если предприниматель позитивно воспринимается в семье, школе, среди сверстников, друзей семьи и т.д., то укрепляются главные черты его психологии (стремление к успеху и материальному благополучию, желание быть независимым, готовность полагаться на собственные силы и способности и т.п.). Неудивительно поэтому, что отцы, а нередко и матери будущих деловых людей сами часто являются либо предпринимателями, либо представителями свободных, независимых профессий2. Исследования, проведенные в 1978-1984 гг. в США, показали, что от 47% до 58% (на разных выборках) предпринимателей имели родителей названного социального статуса. А в одном исследовании (в котором учитывались не только родители, но и близкие родственники) эта цифра поднялась до 72%. Доля предпринимателей и лиц свободных профессий в обществе в целом в несколько раз ниже (по данным на тот период она составляла 12%). Число женщин - предпринимателей несколько ниже, но также не мало (до 53%). Участие в предпринимательской деятельности их матерей - важный стимулирующий фактор для женщин.

Приведенная статистика психологически вполне объяснима. Во-первых, для подростка и юноши всегда очень важно иметь перед глазами так называемую “ролевую” модель, то есть образец для подражания. При этом весьма существенно, когда такой образец представлен не каким-то далеким “национальным героем”, Фордом или Рокфеллером, а человеком близким, хорошо знакомым своими достоинствами и недостатками. С ними легко сопоставить собственные качества и способности, реалистично оценить свои возможности в достижении того, чего уже достигла “модель”.