Психология предпринимательства-стр.664

“Классический предприниматель” объединяет в одном лице и собственника, и управляющего. Однако развитие и усложнение производства привело к разъединению этих функций и появился особый класс менеджеров, управляющих со своей специфической психологией. Ее особенности определяются тем, что в отличие от собственника, менеджер является “человеком организации” и, следовательно, довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных любой организации и придающих ей бюрократический характер. Иногда они не хотят мириться с ограничивающими их рамками и пытаются действовать “по-своему”, то есть проявляют инициативу, ищут новые способы решения старых задач, предлагают новые пути развития организации и т. д. В таких случаях менеджер типом своей деятельности обретает черты предпринимателя. В этой связи на Западе появился даже новый термин -“intrapreneurship”, который можно перевести как “внутреннее предпринимательство”, то есть “предпринимательство”, осуществляемое менеджером внутри организации.

Говоря о предпринимателе, мы имеем в виду прежде всего предпринимателя-производителя, “организатора производства”, а не спекулянта-перекупщика. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых - желание быстро и легко обогатиться.

Успешное развитие предпринимательства зависит от многих факторов, характеризующихся содержанием (историческим, экономическим, политическим и т.д.) и масштабностью своего влияния (от общегосударственного уровня до микросреды). Ограничимся рассмотрением влияния факторов микросреды и личностных особенностей предпринимателя на условия его успешного становления.