Психология предпринимательства-стр.663

В качестве еще одной специфической характеристики предпринимательства выступает свобода выбора факторов и условий хозяйственной деятельности. По этому признаку хорошо прослеживается различие между двумя типами “работающих собственников”: предпринимателя и индивидуально работающего ремесленника. Свобода выбора ремесленника ограничивается масштабом своих способностей и наличием орудий их реализации. У предпринимателя, напротив, выбор сферы приложения своих усилий ничем не ограничен.

Обобщая вышеизложенное, можно предложить такое психологическое определение предпринимательства: это вид трудовой деятельности предприимчивой личности, содержанием которого является автономное принятие и осуществление решений по поиску и использованию новых возможностей рынка в условиях личного финансового риска с целью получения высокого коммерческого результата.

С. К. Рощин

Психология успешного предпринимательства в США1

После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя. В силу известных идеологических положений, господствовавших в нашем обществе, проблемы предпринимательства в отечественной психологии практически не изучались. Поэтому для нас представляют интерес результаты не только новейших исследований, но и более ранние работы западных авторов.

Несмотря на давний и постоянно растущий интерес ученых к проблеме предпринимательства общепринятого определения этого вида деятельности пока не существует. Объясняется это, видимо, тем, что данное понятие имело в разные времена различное содержание. Возникло оно во Франции в средние века и первоначально означало то, что по-русски можно назвать посредничеством. Для современных его определений и описаний характерно выделение, с одной стороны, специфических свойств поведения и личности предпринимателя, с другой - экономических последствий его деятельности. Так, например, К. Веспер пишет: “Для экономиста предприниматель - это тот, кто берет ресурсы, труд, материалы и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стоимость. При этом он также осуществляет какие-то перемены, внедряет новшества и создает новый порядок деятельности. Для психолога - это человек, который находится под влиянием определенных сил, таких как потребность получить что-то или достичь чего-то, потребность экспериментировать и добиваться цели или, может быть, стремление избежать подчинения власти других...”.