Психология предпринимательства-стр.658

А.И. Агеев приводит ряд классификаций предпринимательства по другим основаниям. По степени новизны товаров и услуг различаются предпринимательство инновационное и рутинное. По связям со сложившимся правопорядком - легальное и “теневое” предпринимательство. По параметру юридического статуса принятия решений - предпринимательство владельца своего бизнеса и наемного управляющего.

Важным классификационным признаком является сфера приложения предпринимательских новаций. Здесь может быть несколько подходов к классификации. Например, тот же А.И. Агеев приводит “отраслевую” классификацию предпринимательства: научное, индустриальное, финансовое, аграрное. В другой работе, посвященной управленческим нововведениям в США, дифференциация проводится по признаку результата действия - нововведений: продуктивное (сфера производства и потребления), технологическое (новые способы производства старых и новых товаров), управленческое (новые методы работы). И все же в большинстве работ классификация носит узкий, прикладной характер; психологические аспекты затрагиваются преимущественно при анализе личности предпринимателя.

Конкретные проблемы предпринимательства: его типы и разновидности, социальный эффект и ценностные аспекты, факторы, сдерживающие его развитие, сравнительный анализ различных его форм, психологические затруднения в реализации предпринимательских функций, - требуют для своего решения определения психологической сущности предпринимательства и выделения его специфики по сравнению с другими видами деятельности.

Сущность предпринимательства, по мнению Б. Карлофа, не сводится к управлению бизнесом и владению капиталами и компаниями. Предпринимательство - это прежде всего способность выявлять возможности для ведения бизнеса и умение воспользоваться ими. Суть предпринимательства состоит в адекватной оценке потенциальной прибыльности дела в сочетании с наиболее выгодным распределением ресурсов и принятием оптимальных решений в двух основных областях: отыскание новых способов удовлетворения потребностей и использование возможностей рыночного механизма.