Психология предпринимательства-стр.657

Не случайно, что при наличии значительного числа публикаций по отдельным проблемам предпринимательства большинство исследователей отмечают недостаточность того, что можно было бы назвать “феноменом предпринимательства”, как целостного явления. По мнению шведс^го исследователя Б. Карлофа, предпринимательство как целостное явление не стало популярным объектом исследования именно в силу своей комплексной природы. Приводимые во многих публикациях определения предпринимательства, либо предпринимателей, носят рабочий, эмпирический характер. И может быть, только в книге самого Б. Карлофа продолжена линия теоретического развития понятия предпринимательства, заложенная еще Й. Шумпетером в идее о двух видах поведения: адаптивном (связанном с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативном, творческим (определяемым как “созидательное разрушение” сложившихся структур). На основе концепции Й. Шумпетера Б. Карлоф разработал современный комплексный подход к предпринимательству, как процессу умелого “балансирования между интересами потребителей и оптимальной прибыльностью использования капитала и ресурсов, с одной стороны, и их творческого согласования, с другой. По степени преобладания и характеру проявления в деятельности предпринимателя каждого из четырех необходимых деловых качеств, а именно: способности структурного управления, оценки рыночных потребностей, максимизации выгоды, постановки и реализации целей, - Б. Карлоф выделил три типа предпринимательства: структурное (купля-продажа и изменение структуры компаний); стратегическое (объединение доходов для достижения специфических целей конкурентной борьбы) и оперативное (выявление свободных ресурсов и минимизация бесполезных затрат).