Психология предпринимательства-стр.653

Среди факторов профессиональной лабильности большое место принадлежит онтогенезу профессиональных установок и ориентированности профессиональных базовых знаний. Советская система профориентации исходила из того, что человек выбирает профессию смолоду и всего один раз. Высшей доблестью считался выбор профессии “по призванию”. В такой системе возможности параллельного развития других задатков не реализовывались, поэтому способности к труду другого рода угасали.

Узко профессионально ориентированный человек становится “пленником” своей профессии, тем больше, чем дольше он работает на одном месте. Начиная с некоторого момента, такой человек вообще теряет способность к перепрофилированию. В условиях дестабилизации хуже всего приходится тем людям, чья профессия редкая и выбрана “по призванию”. Если обстоятельства трудовой деятельности складываются у такого человека неблагополучно, потеря рабочего места означает личную трагедию, крах его жизненно-важных ценностей.

Западные, прагматические, традиции профессионального обучения, наоборот, предусматривают возможность для человека работать в разных сферах. Почти всегда выпускники, наряду с дипломом, например, психолога или историка, получают еще и квалификацию юриста, нотариуса или бухгалтера. Это продиктовано, конечно, в первую очередь, конъюнктурой рынка труда, но одновременно имеет и большой психологический смысл, т.к. по-другому развивается личность, расширяется диапазон ее возможностей, интересов, целей; развиваются практически все полезные способности.

Конечно, способность к профессиональной переориентации имеет и другие источники, в том числе, личностную обусловленность, наличие или отсутствие опыта профессиональной адаптации. Например, повторяющиеся неудачи могут привести к тому, что человек теряет веру в возможность успеха в аналогичных ситуациях. Это явление получило название “эффекта Карпентера” и является психологическим барьером в самых различных проявлениях человеческой деятельности. Действие этого барьера приводит к тому, что люди, часто терпящие неудачи, предпочитают устраняться от борьбы, чем пытаться достигнуть цель. Уже само сознание того, что неудача произойдет, способно вызвать у человека состояние тревоги, страха, и тем, действительно, привести к неудаче. Постоянно накапливающиеся неудачи ведут также к формированию у человека такого психологического барьера, как “выученная беспомощность”, субъективное переживание которой в проблемной ситуации тем больше, чем легче другие справляются с подобными проблемами.