Психология предпринимательства-стр.652

Решающим при анализе происхождения барьеров “личной инициативы” является ответ на вопрос, что именно дает обучение человеку: квалификацию, т. е. закрепленный набор готовых знаний, специально отобранных кем-то и якобы пригодных на все случаи жизни, или метаквалификацию - систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Метаквалифика ция позволяет найти нужную информацию и усвоить ее, даже если она лежит далеко за пределами личного опыта. Западная система образования (в лучших ее образцах) нацелена на эту задачу, наша же, в лучшем случае, позволяет получить узко специализированную квалификацию.

На формирование барьеров “достижения” и “подвижности” в наибольшей степени влияет та сторона индивидуального опыта человека, которая связана с трудовой и профессиональной сферами. В наших условиях в большинстве случаев трудовой и профессиональный путь ограничен лишь одной специальностью, а часто и одним местом работы. Отсюда - неподвижность, негибкость в приспособлении к новым условиям и ситуациям.

В условиях дестабилизации профессионального баланса в обществе вследствие переструктурнрования экономики человек оказывается в ситуации, требующей выхода из рамок привычных представлений о своем месте в производственном или трудовом процессе. Сложившееся за долгие годы достаточно узкое для большинства субъективное профессиональное пространство, ставшее привычным и как бы ушедшим в подсознание, в ситуации дестабилизации начинает переосмысливаться. Заново оцениваются потребности, цели, возможности, реальные условия профессиональной деятельности. Способность человека к радикальной смене характера профессиональной деятельности (перепрофилированию) является одним из аспектов более общего понятия профессиональной лабильности.