Психология предпринимательства-стр.651

В такой среде человек может жить лишь пассивно приспосабливаясь к ней, повторяя привычные действия, теряясь в повседневности и не ставя под сомнение смысл существования. Однако эти попытки бегства в конформизм от проблем своего бытия не являются достаточно надежной защитой: любая “пограничная ситуация” (конфликты, нетривиальные события) может пробудить человека ото сна и показать ему абсурдность его существования, побуждая к подлинной жизни, свободной от давления извне, предполагающей принятие на себя ответственности за свои решения и действия. Выдержать такое пробуждение не всем под силу, и тогда люди снова стремятся “вернуться в сон”, но поскольку полного принятия прежнего уже быть не может, этот возврат сопровождается иррационализацией сознания.

Не только общественные условия, но и индивидуальный опыт каждого способствовал формированию психологических барьеров к предпринимательству, накапливая и укрепляя их на протяжении всей жизни. Влияние родителей, школы, социальной микросреды на выработку ценностных установок велико. На основе этого влияния и личного опыта складывается собственная философия жизни, поколебать которую часто не в состоянии даже очень серьезные, обнаруживающие ее несостоятельность, катаклизмы.

Главные линии воздействия на человека в процессе советского воспитания и образования от детского сада до вуза - нивелирование личности и догматизм, - стали основными факторами формирования психологических барьеров в реализации личной предпринимательской инициативы и способности творческого разрушения”: без выделения себя из “массы”, без разрушения догм не может созреть “дух предпринимательства”. Особенно заметно влияние высшего и среднего профессионального образования на формирование психологических барьеров: его односторонности, непрактичности, догматизма.