Психология предпринимательства-стр.650

Ввиду психологической важности последнего противоречия, остановимся на нем несколько подробнее. По мнению французского философа Ж. Элюэля, историческая судьба и внутренний смысл современной цивилизации - всеобщая рационализация мира, сопровождающаяся все большим вытеснением из индивидуального мышления и общественного сознания эмотивных моментов и торжеством панлогизма, детерминизма в описании явлений, универсальных методов, имеющих абсолютную эффективность во всякой области человеческой деятельности.

Однако за прогресс всегда приходится расплачиваться: давая одно, он лишает нас чего-то другого. В условиях, когда изменения в обществе значительно опережают изменения в сознании людей, люди часто утрачивают уверенность в рациональности мира, и как реакция на эту утрату, нарастают иррациональные тенденции в сознании, мировоззрении: обращение к вере в бога, в дьявола, в экстрасенсов, сопровождающееся усилением подверженности индивида явлениям массового сознания: телесеансам экстрасенсов, массовой агитации, спекуляции на самых низменных чувствах человека и т.д. По мере утраты привычной картины мира все более заметны становятся признаки массовой экзистенциализации сознания. Мир начинает восприниматься как враждебный, несущий постоянную угрозу существованию человека, который все более осознает свою покинутость в этом мире. Это возникает, когда рушится та внешняя действительность, которая воспринималась человеком как настолько связанная с ним, что являлась априорным, необходимым компонентом его существования. Осознание чувства затерянности среди анонимных, чуждых рядовому человеку экономических и промышленно-административных сил, порождает отсутствие инициа тивы и ощущение невозможности воздействия индивида на жизнь общества.