Психология предпринимательства-стр.647

По данным статистики нежелание работать с большой затратой сил коррелирует с позицией видеть главные причины своего материального положения во внешних обстоятельствах, а не в себе самом. Такие данные, казалось бы, противоречат тому, что в последнее время, судя по опросам населения, предприниматель все больше становится “общественным нормативом”: больше половины работников промышленности называют предпринимателя “человеком труда”, а более 26 процентов сами хотели бы открыть собственное дело, особенно много таких среди молодых людей от 18 до 24 лет. Эти данные тем более поражают, что по оценкам экспертов, пока только 3% людей в России способны работать в бизнесе.

Очевидно, такой высокий рейтинг предпринимательства в общественном мнении - еще один феномен массового сознания, порожденный “рыночным мифом”. Подверженность рекламе, средствам массового воздействия тем выше, чем менее люди защищены от такого воздействия наличием собственного независимого мировоззрения; в нормальных социальных условиях (которых у нас пока нет) люди в большей степени обладают защитными механизмами. У нас же реакция на пропаганду западных товаров и нового “стиля жизни”, - резко поляризована: одни безоглядно готовы ринуться в сферу бизнеса, не зная ни своих возможностей, ни тех требований, которые к ним будут предъявлены; другие, наоборот, реагируют на такую рекламу крайне негативно: для них она становится предлогом выхода отрицательных эмоций, вызванных ухудшением своего материального положения. Они воспринимают рекламу, как издевательство, личное оскорбление. И те и другие лишь жертвы мифологизированных представлений, так же как и те 19% населения, которые готовы, бросив все, уехать на заработки за границу. М. Мелия так сказал о мифологизации образа бизнесмена в массовом сознании: “В нашем общественном сознании два образа бизнесмена. Первый - романтический. Это герой, борющийся с чиновниками ради экономического расцвета страны. Второй образ - злодея, распродающего Россию оптом и в розницу: икру ложками едят на своих презентациях, шампанское пьют бочками, а простые люди, кроме хлеба, ничего купить не могут. Эти образы -показатель незрелости как общества, так и самого класса пред принимателей. Наши бизнесмены еще в “подростковом возрасте”. Следовало бы добавить, что эти образы - еще и “линия раскола” в нашем обществе.