Психология предпринимательства-стр.644

Объективным условием, позволяющим реализовать стремление человека к самостоятельности и независимости от других людей, является технический прогресс. “Никогда ранее отдельный человек не хотел да и не имел возможности заполучить столько власти над самим собой, как теперь; никогда ранее он не располагал столь богатым выбором бытовых предметов, чтобы обеспечить себе автономное существование от общества”. По словам К. Ясперса, техника опирается на рассудок, она часть всеобщей рационализации мира, смысл которой - в высвобождении человека от власти природы на основе власти знания.

Социальным условием, благоприятствующим развитию личной инициативы, “духа предпринимательства” является типичный для западной цивилизации культ личной свободы, приори тет личного блага. По определению Дж. П. Гранта, в западном представлении благо есть свободно творимое нами богатство и величие жизни, а также все, служащее такой цели. Понятие блага связывается здесь с понятиями качества жизни и ценностей. В современную идею “блага” не входит признание чьего бы то ни было права упорядочивать наши стремления, обязывать нас к чему-то, предписывать путь жизни. “Наши обязанности всегда условны и зависят от наших планов”. По существу, эти принципы условной морали, когда в каждом “следует” подразумевается “если...”, кардинально отличаются от привычно усвоенного нами преклонения перед абсолютным авторитетом, безапелляционно и навечно определившим, что есть благо для нас всех.

Поощрение индивидуализма и культа делового лидера особенно типично для американских традиций, а в Западной Европе еще на заре капитализма прибыль была возведена в ранг основной жизненной ценности. Это резко расходится с нашим традиционным восхвалением бессеребренничества, коллективизма, “голого энтузиазма”. До недавнего времени понятие “деловой человек” было у нас синонимом нечистоплотного дельца, нарушающего законы и наносящего ущерб всему обществу.