Психология предпринимательства-стр.638

Специфические психологические барьеры - те, которые свойственны отношению людей именно к предпринимательству, как особому роду занятий. Эти барьеры можно подразделить на барьеры реальные (порожденные действительно существующими причинами) и барьеры мнимые, мифические, связанные с предрассудками, предубеждениями. Это барьеры-фантомы, в порождении которых не последнюю роль играют массовидное сознание, психология толпы, социальные установки. Такого рода связь в некотором смысле типична для российского менталитета (достаточно вспомнить массовую коллективизацию, стахановское движение т. п.). Ее истоки - в недостатке культуры массовых и социальных проявлений в обществе, и даже где-то в отсутствии потребности в такой культуре. Исторический экскурс и социокультурные сравнения японцев, европейцев и русских, их верования, традиции и даже сравнительный анализ любимых игр (детей и взрослых) позволяет проследить некоторые связи между национально-психологическими типами и экономическим успехом.

Обобщая вышеизложенное, мы предлагаем следующую типологию психологических барьеров, отражающую существенные для предпринимательства характеристики человеческого по ведения, которые послужат ориентиром для дальнейшего изложения.

1.    Барьеры “личной инициативы”. Охватывают проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации “духа предпринимательства”, сопротивлением изменениям, оспариванием приоритета “личного блага”, способностью к саморазвитию.

2.    Барьеры “ложной установки”. Содержат все аспекты социального и личного “мифотворчества” по поводу предпринимательства, ценности труда, материального блага и т.д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.