Психология предпринимательства-стр.637

В этом примере, как в капле воды, отразился, возможно, основной источник психологических барьеров в предпринимательстве, связанный с понятием “российского менталитета”, т.е. особенностями мировоззрения, сознания, образа мыслей, стереотипами поведения, имеющими массовый характер.

Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности, - лишь один из многих субъектов рыночных отношений, элемент в структуре разнообразных субъектов рынка. Мировоззренческие и психологические установки каждого из субъектов рынка определяются не только той функциональной ролью, которую он играет в этой структуре, но и рядом других факторов: предысторией развития, спецификой интересов, социальной средой и т.д. В некотором смысле предпринимательскую деятель ность можно трактовать как разновидность поведения во враждебной социальной среде, в силу имеющего место несовпадения интересов личного бизнеса и общества. Причем это несовпадение лежит не только на уровне субъективных оценок, а коренится в самой сути предпринимательства: в изначальном принципе предпринимательства - новаторстве и стремлении к личному успеху - уже заложена угроза стабильности сложившегося порядка вещей. В нашей стране, в силу специфики условий, кроме, того наблюдается диспропорция основных составляющих предпринимательской структуры: краткосрочные цели преобладают над долгосрочными, торговля - над производством, паразитирование на несовершенстве рыночного механизма - над поиском новых, более эффективных способов производства для удовлетворения потребностей рынка.

Психологические барьеры к предпринимательству имеют черты общие и специфические. Общие - это вообще сопротивление занятию бизнесом как всякой новой деятельности и профессии, особенно если она непривычна, нетрадиционна и психологически чужда.