Психология предпринимательства-стр.635

К субъективным факторам сдерживания предпринимательской активности, непосредственно выходящим на проблему психологических барьеров, следует отнести: дефицит элементарной практичности, порядочности в делах, здорового стремления к достатку за счет своего труда; отсутствие навыков работы с информацией, неумение самостоятельно получать и оценивать информацию; дефицит обязательности в отношениях с партнерами, несоблюдение или незнание законов и правил делового общения и др.

С этим резко контрастирует положение массового бизнеса в развитых странах, где объективные условия и социально-психологические установки более благоприятны. Об этом свидетельствует, в частности, появление нового аспекта массового пред принимательства в Европе: предпринимательство становится популярным способом самореализации личности, которым, в основном, охвачены молодые люди, испытывающие потребность в успехе и желающие доказать свои способности в конкурентной борьбе. Для них бизнес - это особый вид спорта, а деньги -награда, как свидетельство успеха.

Понимая, что человек - это наиболее ценный ресурс, к “предприимчивости большинства” все чаще обращаются руководители крупных фирм и корпораций для повышения роли личной инициативы каждого сотрудника на его рабочем месте. Это качество, которое они называют “духом предпринимательства”, стимулируется разными способами: участием в доли прибыли с каждого выполненного задания, перераспределением основной и премиальной составляющих зарплаты в пользу последней, разовыми поощрениями инициативных предложений по улучшению работы, созданием “кружков качества” и т.д.

Малые предприятия обладают большей подвижностью в условиях постоянно меняющихся потребностей современного рынка. Именно поэтому даже в весьма преуспевающих странах с развитым крупным бизнесом все большую долю стали составлять мелкие и средние предприятия; в некоторых странах число предприятий с персоналом до 500 человек достигает 99,5% и только 0,5% составляют крупные фирмы. Правда, там есть специфика - особая функциональная роль наиболее преуспевающих мелких фирм: это разработка и внедрение инноваций. По данным 1976 года, половина инноваций в США была создана на мелких предприятиях, и из аналогичного количества мелкие предприятия реализуют в 4-17 раз больше инноваций, чем крупные. По другим, более поздним данным, количество создаваемых малыми фирмами новшеств на 1 доллар затрат в 24 раза превышает такой же показатель для крупных компаний, а на долю малых фирм приходится от одной трети до половины всех нововведений.