Психология предпринимательства-стр.631

Перефразируя известное изречение, лейтмотивом данной главы могло бы стать высказывание: “Понять - это наполовину преодолеть”. Чтобы понять истоки и особую роль психологических барьеров в процессах приобщения людей к предпринимательству, следует уточнить, что же, собственно, подразумевается под термином “массовое предпринимательство” и почему мы именно сейчас говорим о нем.

Массовое предпринимательство вовсе не означает действий в массе, в группе, сообща. Наоборот, имеется в виду именно предпринимательство на основе индивидуальной инициативы, связанное с личными качествами каждого человека. Термин “массовое” удобен нам в двух планах. Во-первых, как свидетельство того, что психологические условия, факторы и барьеры, наблюдаемые в индивидуальных формах бизнеса, носят массовый характер, т.е. несмотря на индивидуальные различия, встречаются у всех предпринимателей в той или иной степени. Во-вторых, как показатель принадлежности массового предпринимательства к массовидным явлениям, со всеми вытекающими отсюда психологическими особенностями: связанностью с психологией толпы, феноменами массового сознания, в том числе мифологизацией реальных явлений, зависимостью от массовой пропаганды и т.д.

Принято считать, что предприниматель должен обладать в некотором роде уникальными способностями, позволяющими осваивать новые и новые сферы бизнеса для получения прибыли путем удовлетворения явных и потенциальных потребностей общества. Он воспринимается как одаренная “предприимчивостью” личность, всегда знающая свои цели и путь к успеху, идущая по нему смело, неуклонно, не боясь конкуренции и временных неудач. Непременным качеством предпринимателя считается творческая инициативность и самостоятельность в принятии решений. Для “большого” бизнеса в системе развитой, стабильно функционирующей экономики такие высокие требования к предпринимателям, возможно, и справедливы. Например, по некоторым данным, только каждый пятый в США признан способным заниматься бизнесом.