Психология предпринимательства-стр.630

Однако потребность у людей в различных товарах не падает, а растет, следовательно, если не госсектор, то кто-то другой эти товары производить и продавать все равно будет. В сложившейся ситуации этот “кто-то” - мелкий частный производитель и торговец. Исторический опыт нашей страны (НЭП) и исторические параллели с другими странами, пережившими крупные экономические кризисы и социально-политические катаклизмы (США в 30-е годы, Германия 40-50-х годов, послевоенные Италия и Япония), говорят о типичности для переходного периода и периода нестабильности феномена возрастания роли индивидуального фактора, личной инициативы во всех сферах. В такие переломные моменты личная инициатива становится не только фактором выживания, но и фактором преуспевания, если личная инициатива отдельного человека отвечает объективным потребностям общества и особенностям текущего момента; важно уметь уловить эти потребности в нужное время, а еще лучше -предвидеть их появление.

Из всего сказанного отчетливо проступает характерная черта сложившейся в стране ситуации: объективные потребности (экономические и политические) и общественные возможности (увеличивающийся рынок квалифицированной рабочей силы) сошлись на массовом предпринимательстве, как средстве выхода из кризиса. Но главным тормозом для широкого развития массового предпринимательства является психология людей, не готовых к преодолению психологических барьеров не только в практической реализации личной инициативы (необходимой движущей силы любого бизнеса), но даже просто в ее выявлении и проявлении на индивидуальном уровне: в поступках, решениях и оценках человека.

Психологические барьеры в предпринимательстве выглядят в большинстве случаев как реакция человека (в той или иной поведенческой форме) на объективные трудности (финансовые, правовые, информационные) и внешние препятствия. Психологический барьер - это, по-существу, субъективизированное отражение проблемной ситуации с точки зрения ее потенциальной угрозы в виде синдрома страха перед непредвиденным исходом своих действий в этой ситуации. Однако для возникновения любого психологического барьера необходимы два условия: наличие соответствующей (неблагоприятной) внешней среды и внутренней готовности субъекта к формированию барьера. При этом важно отметить, что действие ранее сформировавшихся барьеров уже не требует обязательного наличия неблагоприятной среды: они могут в равной степени проявляться как в неблагоприятной, так и во вполне благоприятной среде. С этим связано большинство трудностей их практического преодоления: очень часто создание даже самых комфортных условий для деятельности не позволяет преодолеть ту внутреннюю установку на неуспех, которая сложилась ранее. Психологические барьеры в предпринимательстве весьма разнообразны и связаны с множеством внешних и внутренних факторов, носящих массовый характер.