Психология предпринимательства-стр.63

В российском предпринимательстве, как, впрочем, и в иностранном, проходило размежевание производительного, созидательного начала и спекулятивных тенденций, связанных с торговыми и финансовыми махинациями. Поэтому при изучении духа, традиций и культуры предпринимательства надо по возможности четко разграничивать эти два весьма различных направления активности. У них были разные подходы к делу, разные ценности и мотивы поведения.

И очень опасно смешивать их, подменять одно другим, тем более создавать в общественном мнении единый и весьма отталкивающий образ беспринципного дельца-спекулянта. За такие упрощенные подходы приходится расплачиваться весьма дорогой ценой, как, например, это имело место в результате смещения крепкого хозяйственного мужика с кулаком-мироедом.

Отличительными особенностями российского предпринимательства были размах, масштабность осуществляемых проектов и удивительная изворотливость, находчивость. Огромные природные богатства страны, размеры ее территории и резервы рабочей силы позволяли при энергичных усилиях и относительно небольших финансовых ресурсах разрабатывать и осуществлять крупномасштабные проекты.

Реализация таких проектов, рассчитанных на широкий внутренний рынок, в свою очередь стимулировала развитие, многократно увеличивая его емкость. Тем самым создавались благоприятные возможности для быстрого экономического подъема. Сказывались здесь и свойственные российскому социокультурному типу размах, склонность к осуществлению грандиозных замыслов. Эти качества ярко проявились в деятельности Рябу-шинских и Морозовых, В. Кокорева и Н. Путилова, других выдающихся российских предпринимателей.