Психология предпринимательства-стр.624

Необходим специальный анализ принимаемых хозяйственно-Iюлитических решений, законодательных актов и т.п. с точки зрения адекватности восприятия заложенных в них целей людьми, к которым обращены эти акты. Важно своевременно прогнозировать реакцию людей и как экономических, и как политических субъектов, не путая эти аспекты.

Думаю, что не все это было учтено и при введении Закона о предпринимательстве, отсюда преобладание искаженного образа нашего “бизнесмена”.

С.В. Малахов:

— Без учета психологических факторов сегодня нельзя проводить экономическую политику. Так я понимаю пафос большинства выступлений. Но осознание этого - лишь первый шаг. В дальнейшем эти факторы надо научиться измерять. Для чего и нужны как экспериментальные, так и теоретические исследования.

При проведении одного из них мною был поставлен вопрос: а как изменяются восприятие и оценка своей доли прибыли при быстром ее росте в целом? То есть было изучено восприятие соотношения абсолютной величины вознаграждения с отрицательной ее долей в прибыли.

“Чистый” экономист скажет: как соотносились эти величины - так и будут соотноситься. То есть все равно, будет ли человек получать 10% от тысячи рублей или от миллиона. Оказалось, однако, что некоторые люди психологически “боятся” уж очень большой прибыли и снижают свои запросы с ростом суммы. Другие же, наоборот, чрезмерно и часто необоснованно “смелеют”.

Эксперименты показали, что, например, если при общей величине 10 тыс. рублей субъект считает 10% долей, адекватной его притязаниям, то при увеличении общей суммы, скажем, до

1 млн. рублей он будет оценивать себя уже на величину, отличную от 10%, например, на 12% или же только на 8%.