Психология предпринимательства-стр.62

Вместе с тем вмешательство правительства создавало благоприятную почву для усиления бюрократизма в управлении и злоупотребления властью, казнокрадства и взяточничества. Закон (“Положение о казенных подрядах и поставках”) запрещал чиновникам, в том числе через подставных лиц, участвовать в казенных заказах. Нарушивший закон подвергался увольнению и наказанию по суду. Однако эти меры не устранили злоупотреблений.

Все это в совокупности породило одну из отличительных особенностей российского предпринимательства - стремление достигнуть экономического успеха не только, а порой и не столько развитием производства, улучшением его организации, сколько получением выгодных правительственных заказов, различного рода льгот, подкупа чиновников. Наиболее ярко данная черта проявилась у того слоя предпринимателей (железнодорожных и банковских дельцов, представителей тяжелой промышленности), который вырос из прежних откупщиков и крупных торговцев и был обязан своим быстрым обогащением правительству.

Правительство в своей экономической политике весьма активно стимулировало развитие торговли и промышленности с помощью налогообложения. Промысловый налог для промышленных и торговых предприятий, обязанных публичной отчетностью, состоял из двух частей: а) налога с капитала, который уплачивался в размере 15 коп. со 100 руб. основного капитала, если чистая прибыль не превышала 3% на капитал, и 20 коп. с прочих, причем в уплату этого сбора засчитывалась сумма основного налога, уплаченного по всем принадлежащим предприятию заведениям и складским помещениям, и б) процентного сбора с прибыли, взимающегося в прогрессивном размере: предприятия, получившие чистую прибыль в размере от 3 до 4%, платили 3%, от 4 до 5% - 4, от 5 до 6% - 5, от б до 7% - 5,5, от 7 до 8% - б, от 8 до 9% - 6,5, от 9 до 10% - 7% и т.д. Величина окладов поземельного налога колебалась от 1/4 копейки и до 17 коп. с десятины.