Психология предпринимательства-стр.618

Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей. Они “оседают” и в сознании взрослых, отсюда достаточно прозрачен ответ на вопрос: кто будет лучшим предпринимателем?

А.А. Федоров-Королев, психолог объединения МЕНАТЕП:

—    Надеюсь, мой молодой коллега не отрицает склонности женщин к бизнесу в полной мере. Ибо, если вспомнить историю - окажется, что женщины достаточно успешно осваивали некоторые области деятельности, соотносимые с предпринимательством. Так, Кристина де-Пизан еще в начале XV в. добывала средства к существованию литературным трудом и считалась лучшей писательницей Франции. В XVIII в. во Франции именно женщины ввели такую социальную инновацию, как салон (мужские клубы, в том числе экономические, появились позже). В Америке XIX в. женщина-предприниматель - фигура довольно заметная. Ее нелегко было “унести ветром”, как показал известный фильм... В начале XX в. в Твери, Москве, Николаеве, Симбирске и других городах успешно работали женские коммерческие училища. Не буду продолжать, тем более что и мой коллега говорит скорее о стереотипах, чем о реальных экономических агентах.

С.Г. Гаврилица:

—    Да, я говорю, конечно же, о стереотипах и, основываясь на них, хочу указать на различие качеств, которые необходимы для работника рыночной и директивно-централизованной эконо мики. В первом случае просматривается ориентация работника прежде всего на индивидуальную ответственность, активность, инициативность, рационализм и т.п.; во втором - на коллективную ответственность, исполнительность, пассивность. Подобное противопоставление напоминает дихотомию мужского и женского начал. Такое положение приводит к выводу, что в условиях директивно-централизованной экономики трудно проявлять маскулинные черты в такой традиционно мужской области, как предпринимательство. Это, естественно, снижает и хмотивацию деятельности, и удовлетворенность ею, способствует уходу от социальной активности.