Психология предпринимательства-стр.617

Важную роль играет также потребность второго игрока (“лица 2”) в деньгах. Если эта потребность высока, то он значительно снижает свои требования и соглашается на самые невыгодные для него предложения. Это дает возможность первому игроку ставить “грабительские” условия.

Заметное влияние на поведение игроков оказывает также и возможность для третьего лица контролировать их действия. В ситуации, когда “лицо 3” будет проинформировано о действиях обоих игроков, первый становится менее притязательным, а второй - более требовательным. Это позволяет дать совет руководителям (а может быть, и большему числу работников фирмы): держите заключаемые сделки в поле зрения!

Используемая в приведенных выше экспериментах модель представляется средством как изучения в лабораторных условиях поведения людей в сделках, так и выработки полезных практических рекомендаций, в том числе прогностического характера. Наши бизнесмены в них очень заинтересованы.

С.Г. Гаврилица, студент, факультет психологии МГУ:

— Мое выступление будет касаться, может, не совсем первостепенной проблемы. Хочу отметить необходимость учитывать пол человека при решении психологических проблем. Что касается экономической психологии, то к “женскому вопросу” она только-только подбирается. Большинство исследователей, однако, достаточно четко доказали, что предпринимательство -в первую очередь “мужское” дело. Быстрый же рост числа жен-щин-предпринимателей имеет в перспективе какую-то точку насыщения.

Действительно, как свидетельствуют результаты зарубежных исследований, полоролевых стереотипов, типично мужской образ - это набор черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, эффективностью и активностью. Образ мужчины - это сильный, независимый, агрессивный, ориентированный на индивидуальные достижения человек. Типично женский образ, напротив, характеризуется социальными и коммуникативными умениями, теплотой и эмоциональной поддержкой. Женщина - слабая, зависимая, мягкая, экспрессивная, ориентирована на других.